gototopgototop
ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ, МИНИСТРУ ЮСТИЦИИ

ПРОКУРОРА САРАТОВСКОЙ СУДЕБНОЙ ПАЛАТЫ

Рапорт

20 апреля 1904 г.

В феврале и марте текущего года, в гор. Саратове, находились в обращении печатные, преступные воззвания «Кому нужна война» и «К крестьянам Саратовской губернии», с эпиграфом «В борьбе обретешь ты право свое» и подписями первое – «Саратовский комитет партии социалистов-революционеров» и второе – «Крестьянский союз партии социалистов-революционеров», а вслед засим, в апреле, появился отпечатанный тем же шрифтом листок под названием «Отчет Саратовского комитета партии социалистов-революционеров» (за январь, февраль и март 1904 г.), не получивший еще однако широкого распространения.
Поименованные издания свидетельствовали о наличности у местной организации социалистов-революционеров принадлежностей тиснения и принятыми в этом отношении со стороны охранного отделения мерами было выяснено, что в печатании этих прокламаций участвовал проживавший в гор. Саратове мещанин Петр Романов БЕЛЯЕВ, который часто посещал известную своей политической неблагонадежностью и подвергавшуюся уже обыску жену кандидата прав. Инну Иванову РАКИТНИКОВУ, принимал у себя на квартире неоднократно привлекавшегося к расследованиям политического характера крестьянина Михаила Севастьянова АРЕФЬЕВА и вел конспиративные сношения с бывшим студентом Николаем Дмитриевым КОВАЛЕНКОВЫМ.
Вследствие сего 16 апреля, вечером, в квартире Петра БЕЛЯЕВА и проживавшего с ним брата его, Федора БЕЛЯЕВА, был произведен обыск и при этом у них обнаружены: железная рама с типографским набором первых четырех страниц второго листа брошюры «Задачи грядущего», перепечатанной из номера 40-го газеты «Революционная Россия»; 51 мешок с 34-мя фунтами шрифта, однородного со шрифтом, которым отпечатаны указанные воззвания, и пять пустых таких же мешков; валы – железный и из вальцевой массы; жестяной лист с накатанной на него типографской краской; ящик с красками, скипидар, масло, бензин и клей; печать Саратовского комитета партии социалистов-революционеров, вполне тождественная с оттиском печати, оказавшейся на упомянутых выше прокламациях «К крестьянам Саратовской губернии»; 1028 экземпляров первого листа брошюры «Задачи грядущего» и 1052 экземпляра окончания второго листа ее – же, с подписью «Саратовский комитет партии социалистов - революционеров»; один полный, сброшюрованный экземпляр этой брошюры и пробные оттиски всех ее страниц; два печатных экземпляра листка «Отчет Саратовского комитета партии социалистов – революционеров (за январь, февраль и март 1904 года)»; номера 12,13,27,39 и 40 газеты «Революционная Россия» и номера 17 и 18 противоправительственного издания «Освобождение»; печатная брошюра, начинающаяся словами «Наша новая программа»; рукопись Петра Беляева, из которой видно, что он отказался от воспроизведения полученного им от «известной особы» сочинения, так как за это деяние может угрожать «повышение», и имел по сему поводу объяснение с «сиятельным», под которым повидимому, подразумевается Арефьев, носивший среди своих единомышленников, по агентурным сведениям, кличку «граф»; рукописный денежный отчет по оборудованию типографии; белая и цветная бумаги; американский переплетчик; штемпель со словами «отменно», а также тетради и записные книжки, подробно еще не разобранные. Кроме того, у самого Петра Беляева, явившегося на квартиру во время обыска, отобраны воспроизведенное на мимеографе «Письмо Гершуни к друзьям после приговора» и полторы стопы писчей бумаги.
Вместе с тем, в ввиду наблюдавшихся сношений Петра Беляева с Ракитниковой, Арефьевым и Коваленковым, последние были также подвергнуты обыскам, причем в квартире РАКИТНИКОВОЙ задержаны означенный АРЕФЬЕВ и привлеченная уже к происходящему при Саратовском Губернском жандармском управлении дознанию о кружке социалистов – революционеров мещанка Софья Тимофеева КРАВЧИНСКАЯ, а по обыску в этой квартире найдены нелегальные сочинения « о писателе, который сознался» и корреспонденция, подлежащая еще рассмотрению. Затем, в квартире АРЕФЬЕВА отобраны открытые письма с портретами Степана и Валериана Балмашевых и стихотворением «Дубинушка», переписка и рукописи; У КОВАЛЕНКОВА – же обнаружены открытое письмо с изображениями государственных преступников Качуры и Балмашева, гектографированная, революционная песня «Интернационал» и тетрадь с противоправительственными стихотворениями «Варшавянка», «Новый Русский гимн» и другими. Наконец, в квартире помянутой КРАВЧИНСКОЙ оказались проживающими, кроме нее, ученицы фельдшерской школы Раиса Брудно и Павла Трофимова, а также бывший семинарист, сын священника Анатолий Павлов Розалиев, из числа коих Брудно, при появлении чинов полиции, разорвала и выбросила на двор какие - то бумаги, ныне восстановляемые, а РОЗАЛИЕВ пытался скрыться, но был задержан у него найдены семь экземпляров такого же, как и у Беляевых, печатного «Отчета Саратовского комитета партии социалистов-революционеров (за январь, февраль и март 1904 г. )», номер 39-ый газеты «Революционная Россия» и номер 4-й издаваемого воспитанниками Саратовской духовной семинарии гектографированного, противоправительственного журнала «Пред рассветом».
Донося об изложенном, в дополнение к телеграммам от 17 сего апреля, Вашему Высокопревосходительству, имею честь присовокупить, что Петр и Федор Беляевы, Ракитникова, Арефьев, Коваленков, Кравчинская и Розалиев заключены под стражу и что по поводу приписываемых этим лицам преступных деяний возбуждено, при Саратовском губернском жандармском управлении, расследование в порядке, указанном ст. 1025 уст. угол. суд.

Прокурор Судебной палаты (подпись)

ГА РФ ф. 124 оп. 43 д. 750