gototopgototop
ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Обвинительный акт
по делу об Анне Распутиной, Лидии Стуре, Сергее Баранове, Марио-Кальвино и др., преданных суду Помощником Главнокомандующего войсками Гвардии СПБ. военного округа

В начале января сего года С.Петерб. Охранным Отд. Получены были сведения о том, что «Летучим боевым отрядом Северной области партии с.-р.» поставлено в самом непродолжительном времени лишить жизни вел. кн. Николая Николаевича и Министра Юстиции Щегловитова, а при задержании чинами полиции оказывать вооруженное сопротивление.
Установленным по этому поводу наружным наблюдением было выяснено, что членами отряда состояли Анна Распутина, Сергей Баранов, Александр Смирнов, Марио-Кальвино, Вера Янчевская, Афанасий Николаев, Петр Константинов и неизвестная под кличкой «Казанская». Все эти лица посещали друг друга и имели между собою самое живое общение.
Тем же наблюдением было установлено, что 4-го февраля Анна Распутина, проживавшая в д. №1 по Невскому просп., вынесла разрывной снаряд из уборной Гостиного Двора, а 5-го февраля вынесла такой же снаряд из мануфактурного магазина на Знаменской д. №11. Первую бомбу вечером 4-го февраля Распутина передала Сергею Баранову, который принес ее сначала на Средний проспект Васил. Острова, в д. №68, где проживала Вера Янчевская, а затем с Петром Константиновым перенес на квартиру последнего в д. №18 по 23 линии Вас. Острова. Вторую бомбу Анна Распутина 6 февр. Около здания Мариинского дворца передала Марио-Кальвино, с каковым снарядом последний и был задержан на другой день на Морской улице.
6 февраля Анна Распутина, Сергей Баранов и «Казанская» явились к зданию Министерства Юстиции и ходили по Итальянской и прилегающим к ней улицам, ожидая выезда Министра Юстиции в Государственную Думу.
При этом у Распутиной была муфта, которую она бережно держала в правой руке. Когда к подъезду была подана карета, то Баранов и «Казанская», с противоположной стороны улицы, быстро направились к подъезду и подошли вплотную к карете. Однако, Министр Юстиции, предупрежденный агентами Охр. Отд. о том, что его выезд поджидают члены боевого отряда, не сел в поданную карету и вместо него в этой карете поехали две дамы.
7-го февраля, когда ожидалось возвращение в СПБ. с охоты великого князя Николая Николаевича и выезд в Государственную Думу Министра Юстиции Щегловитова, признано было своевременным ликвидировать установленное наблюдение.
При этом, вблизи дворца, на Михайловской ул., агентами Охран. Отделения Егором Павловым и Павлом Гурдиным, при содействии городского Андрея Максимова, были задержаны Лидия Стуре и Лев Синегуб, замеченные в знакомстве с Распутиной, и одновременно с ней ходившие мимо здания Министерства Юстиции. У Льва Синегуба под пальто оказался разрывной снаряд, прикрепленный особыми крючками к поясу, а у Лидии Стуре – револьвер Браунинга, из коего она при задержании произвела выстрел в агента Павлова, пробив ему пулей пальто, но не причинив никакого вреда. Анна Распутина была задержана на углу Невского и Мойки, причем в муфте у нее был обнаружен разрывной снаряд.
Марио-Кальвино был задержан с таким же разрывным снарядом на углу Кирпичного и Морской улицы. Александр Смирнов был остановлен агентами Охр. Отделения Николаем Сергеевым, Николаем Пучковым и Виктором Калачевым на Вас. Острове., между 7 и 8 дня, причем при задержании он, выхватив револьвер, произвел из него ряд выстрелов, коими причинил Сергееву поранение в правую щеку и Пучкову – в кисть руки. Неизвестная, под кличкой «Казанская», была арестована на углу Екатерингофского пр. и Садовой. Будучи доставлена в 4 уч. Северной части агентом Иваном Черынцовым и городовым Никитой Тюриным, она быстро выхватив револьвер, произвела из последнего три выстрела, из коих одним ранила в голову городового Тюрина. Сергей Баранов был задержан на Морской улице и при личном обыске у него был найден револьвер Браунинга.
Вера Янчевская была задержана на Алексеевской ул., Петр Константинов – на 23 линии Вас. Острова и Афанасий Николаев – на углу Миллионной и Мошкова переулка.
Вышеизложенный обстоятельства удостоверяются на дознании показаниями, данными исп. об. чиновника при СПБ. охр. отд. Сельповым, а также агентами того же отд. Пучковым, Сергеевым, Павловым, Богдановым, Приходько, Маевским, Поздняком, Чрындовым, Крутиковым, Смирновым, Резниковым и Гореловым, а также городовыми Максимовым и Тюриным.
При обыске, произведенном в квартире Александра Смирнова, в д. №4, 47 по Фонтанке, был обнаружен ручной металлический разрывной снаряд, вложенный в кожаный портфель и состоящий из 5 фунтов экстрадинамита.
По заключению эксперта снаряд этот обладает очень большой силой взрыва и мог нанести поражение осколками и газами до 40-50 шагов.
Кроме сего, у Смирнова было обнаружено форменной пальто с барашковой шапкой околоточного надзирателя СПБ. столичной полиции, отточенная шашка и кобур для револьвера старого образца со шнуром.
При обыске у Веры Янчевской обнаружено: два нелегальных паспорта, заряженный револьвер Браунинга с двумя запаянными обоймами, офицерский темляк, жестяная коробка с деревянным дном, с четырьмя отверстиями и двумя шариками, молоток, проволока, отвертки, острогубцы, фуражка со значком Министерства Юстиции, два плана г. СПБ. с разными пометками и кинжал.
При обыске в квартире Петра Константинова, в д. №18 по 23 линии Вас. Острова, была найдена жестянка, заключающая в себе 27 капсюлей белой гремучей ртути, назначенных для передачи взрыва в металлических снарядах, два взрывателя с серной кислотой, бертолетовой солью и сахаром, и пояс с гильзами с гремучей ртутью. По заключению эксперта, пояс этот мог служить для само взрыва, при условии приспособления к нему взрывателя, при чем взрыв должен был иметь большую силу.
Из протоколов осмотра разрывных снарядов, отобранных у Распутиной, Синегуба и Кальвино, видно, что вес первого – 8 фунтов, второго – 6,5 и третьего – 8 фунтов. Снаряды наполнены экстрадинамитом, вполне снаряжены, с поставленными на места взрывателями и при взрыве должны были нанести сильные поражения, на расстоянии более 40 шагов.
Из протокола осмотра предварительного следствия, производимого судебным следователем по важнейшим делам Тлустовским, по делу о «боевом отряде Северной области партии с.-р.» усматривается, что этой организацией были совершены убийства генералов Мина и Павлова, начальника временной тюрьмы Гудима, начальника СПБ. тюрьмы Иванова, начальника Главного Тюремного Управления Максимовского, а также организованы покушения на адмирала Дубасова, Военного Министра Рдигера, Министра Юстиции Щегловитова и подготовлялось покушение на убийство Председателя Совета Министров и взрыв снаряда в Государственном Совете во время заседания.
Означенный боевой получал денежные средства от Ц.К. партии с.-р.
Допрошенные в качестве обвиняемых Анна Распутина, Лидия Стуре, Александр Смирнов, Марио Кальвино, Лев Синегуб и неизвестная по кличкой «Казанская» признали себя членами «Северного Боевого Отряда партии с.-р.», причем Распутина, Стуре и Кальвино от дальнейших объяснений отказались. Синегуб же показал, что участвовать лишь в покушении на жизнь Министра Юстиции, но не вел. кн., и «Казанская» - что действительно приняла, как член боевого отряда, участие в организации задуманного убийства Министра Юстиции и вел. кн. Николая Николаевича, а Вера Янчевская и Афанасий Николаев, не признавая себя виновными в принадлежности к упомянутой организации, объявили, что о задачах последней и замышленных террористических актах ничего не знали. Сергей Баранов от всяких показаний отказался.
Что касается Петра Константинова, то последний объявил, что был знаком с Янчевской, у коей познакомился с Николевым, который, по словам его, принадлежал к партии с.-р. Янчевская тоже вступила в эту партию и у нее стали устраиваться собрания, которые посещал, в числе других Сергей Баранов. С осени прошлого года последний стал говорить, что вступил членом «Лет. Боевого отряда Северной обл.» и предлагал ему, обвиняемому, вступить в эту организацию, на что он и согласился.
В числе членов этой организации были: Лидия Стуре, Александр Смирнов (кличка «Михаил»), неизвестная под кличкой «Казанская»(революционная кличка «Катя»), Распутина и Баранов. От последнего он, обвиняемый, знал, что организацией было задумано убийство вел. кн. Николая Николаевича и Министра Юстиции и что в это деле, в числе других, должны были участвовать Баранов, Смирнов и «Казанская».
Произведенным медицинским освидетельствованием устанавливается, что 1) Николаю Сергееву причинена сквозная рана в область правой щеки и шеи, 2) городовому Тюрину нанесена колотая рана в темянной области, 3) Никите Пучкову причинено нарушение полости кожи у основания большого и указательного пальца левой руки. По заключению врачей, раны у Сергеева и Тюрина относятся к разряду Легких.
На основании изложенного Анна Распутина, 32 л., Лидия Стуре, 24 л., Лев Синегуб, 21 г., Александр Смирнов, 22 л., Марио Кальвино, 32 л., Вера Янчевская, 17 л., Петр Константинов, 23 л., Афанасий Николаев, 33 л, и неизвестная под кличкой «Казанская» подлежат обвинению:
1) в том, что в феврале сего года проживали в г. Петербурге, состояли членами «Летучего боевого отряда Северной области партии с.-р.», заведомо для них поставившего целью своей деятельности немедленное насильственное ниспровержение, путем убийств высших представителей правительственной власти, установленного в России законами основными образа правления и замена его демократической республикой, для каковой цели имели в своем распоряжении разрывные снаряды и склады оружия, что предусмотрено ст. 51 и ч.2 ст. 102 Уг. Улож.
2) в том, что для осуществления задач вышеуказанного сообщества, умыслили лишить жизни вел. князя Николая Николаевича, и, выработав план всех действий, днем исполнения назначили 7-е февраля сего года, когда великий князь должен был возвращаться с охоты в свой дворец, расположенный на Итальянской улице, для чего Лев Синегуб, Марио Кальвино и Анна Распутина, имея при себе разрывные снаряды, и Лидия Стуре, Александр Смирнов и неизвестная под кличкой «Казанская», вооруженные револьверами, направились к месту предполагаемого совершения преступления, но, однако, исполнить задуманного не могли, по обстоятельствам, от их воли не зависевшим, так как ранее проезда великого князя были задержаны чинами наружной полиции и охр. отделения, что предусмотрено ч.1 ст. 105 того же улож.
3) в том, что в целях осуществления задач сообщества, умыслив лишить жизни Министра Юстиции, исполнение задуманного убийства назначили на 6 февраля сего года, для чего неизвестная, под кличкой «Казанская», и Баранов, вооружившись револьверами, а Анна Распутина, имея при себе разрывной снаряд, находились ко времени выезда Щегловитова около здания Министерства Юстиции, но исполнить задуманного не могли, по обстоятельству, от их воли не зависящему, так как Министр Юстиции был предупрежден и вместо него в поданную карету сели и уехали две дамы.
На другой день, в тех же целях, Лев Синегуб, Марио Кальвино и Анна Распутина, имея при себе разрывные снаряды, и Лидия Стуре, Смирнов, Баранов и «Казанская», вооруженные револьверами, направились вновь к дому Министра Юстиции, но привести задуманного не успели, так как были задержаны чинами полиции ранее выезда Министра Юстиции Щегловитого, что предусмотрено ст.9, 13 и 14 и 1454 Улож. о Нак. Угол. и Испр. и ст. 279 XXII С.В.П. 1869 г. изд. 3-е.
Сверх того, неизвестная, под кличкой «Казанская», - в том, что 7-го февраля сего года, будучи задержана на улице и доставлена затем в полицейский участок Спасской части агентом охранного отделения и постовым городовым Никитою Тюриным, находившимся при исполнении обязанности, она, желая воспрепятствовать своему задержанию, умышленно и с целью лишения последнего жизни, произвела в Тюрина из имевшегося у нее револьвера несколько выстрелов, одним их коих и причинила Тюрину легкую рану в области теменной кости, что предусмотрено ст. 18 полож. о мерах к охран. госуд. и обществ. спок. Ст. 279, XXII кн. С.В.П. 1869 г. изд. 3-е.
Александр Смирнов – в том, что 7 февраля, будучи задержан на Васильевском Острове агентами петербургского охранного отделения Пучковым и Сергеевым, из коих последний состоял полицейским надзирателем, желая воспрепятствовать своему задержанию, умышленно и с целью лишения сих агентов жизни, произвел в них несколько выстрелов, - зная при этом, что был задержан должностными лицами полиции, коими легко ранил Пучкова в кисть руки и причинил Сергееву сквозную рану в область правой щеки и шеи, что предусмотрено ст. 18 пол. о мерах к охр. государств. порядка и обществ. спок. И 279 ст. XXII кн. С.В.П. 1869 г. изд. 3-е.
Лидия Стуре – в том, что 7 февраля, будучи задержана агентом петербургского охранного отделения Павловым и постовым городовым Максимовым, находившимся при исполнении служебных обязанностей, она, желая воспрепятствовать своему задержанию, умышленно и с целью лишения жизни названных лиц, произвела в них выстрел из имевшегося у нее револьвера, но случайно промахнулась, пробив лишь пулей пальто у агента Павлова, что предусмотрено ст. 18 пол. о мер. к охр. гос. пор. и общ. спок. и ст. 279 XXII кн. С.В.П. 1869 г. изд. 3-е.

Февраля 11 дня 1908 г. СПБ.

"Былое" - 1909 г. - №9-10