КО ВСЕМУ ТРУДОВОМУ НАРОДУ РОССИИ
[Петроград, декабрь 1917 г.]
Товарищи рабочие, крестьяне, солдаты!
Прошло уже два месяца, как власть в стране захватила партия большевиков. Пользуясь ошибками последнего правительства, прельстивши народ заманчивыми обещаниями, большевики совершили переворот вооруженной силой, на которую они и опираются.
Теперь наступила пора подсчитать, что же дали они за два месяца правления страной и исполнили ли они обещания перед народом.
Они обещали дать хлеб, но мы накануне полного голода.
Они обещали понизить цены на продовольствие, но цены растут, а мародерство приняло невиданные еще размеры.
Они обещали дать землю, но вместо того лишь издали декрет, перепечатавши составленный социалистами-революционерами наказ, крестьянских депутатов; и в деревне происходит расхват земли, расхищение богатств, принадлежащих всему трудовому народу, теми, кто посильнее.
Они обещали рабочим порядок на заводах и развитие промышленности путем рабочего контроля, но всюду закрываются фабрики и заводы, и армия безработных растет.
Они обещали немедленный всеобщий народный справедливый мир, но заключают его с вражескими правительствами, ведут переговоры с ними тайно от всех и отдельно от союзников, и теперь сами признают, что предложенный им врагами мир неприемлем .
Армия, голодная и холодная, бежит с фронта, и немцы, хотя и говорят красные слова о мире, знают, что Россия в их руках и они могут с ней сделать все, что захотят.
Они заключают мир с врагом и разжигают войну внутри России с Доном, Уралом и украинским братским народом, покушаясь на его свободу и самостоятельность.
Они обещали свободу и порядок, но зажали всем рот, запрещают собрания, закрывают газеты, вводят, как при царе, надзор за ними.
Они не верят народу, считают его темным и на народные деньги распространяют только свои газеты, уничтожая другие. Они желают, чтобы весь народ смотрел их глазами.
Они отменяют смертную казнь на фронте, но вводят ее в тылу. Они уничтожили суды, но ввели самосуды.
Никогда еще жизнь, особенно в городах, не была так ужасна от наглых грабежей, постоянной стрельбы, пьяных погромов, как теперь, когда власть и порядок в руках большевиков.
Они арестуют социалистов и революционеров, наполняют ими тюрьмы и освобождают Дубровиных, Белецких, Курловых и прочих черносотенцев.
Называя себя рабоче-крестьянским правительством, они не считаются с советами рабочих и крестьянских депутатов, не дают им отчета и вносят в них раскол и раздор. Во главе власти они поставили людей, в большинстве неизвестных народу, не знающих своего дела, прямых проходимцев и мошенников, которых сами же за взятки и мошенничества должны через несколько недель удалять и арестовывать.
Разваливается государство, гибнет страна, сторонники старого порядка поднимают свою голову, видя в разрухе и междуусобице залог своей близкой победы, и уже думают о восстановлении царской власти.
Но большевики, считая только себя защитниками народа, клевещут на другие социалистические партии, забрасывают их грязью, распространяют про них неправду и своими действиями усиливают врагов народа.
Думая ввести социализм штыками и насилием, они разрушают и то, чего народ уже добился.
Товарищи! Вы все видите, к чему ведет власть большевиков. У народа осталась одна надежда, это — надежда на Учредительное Собрание. За него народ боролся долгие годы, о нем народ думает уже девять месяцев, от него ждет разрешения всех вопросов своей трудовой жизни.
Большевики до захвата власти больше всех кричали, что капиталисты затягивают созыв Учредительного Собрания и хотят его сорвать. Они обещали немедленно его созвать, но вот прошло уже три недели после срока созыва и «народные комиссары» не только не открывают его, но даже не пускают туда депутатов, арестовывают их, насильничают над ними5 и заявляют, что они разгонят Всенародное Учредительное Собрание, если оно не будет слушаться только их, и для разгона Учредительного Собрания вызвали в Петроград Латышские полки. Они стараются всячески поносить депутатов небольшевиков и обманывают народ, заявляя, что в Учредительное Собрание проникли облыжным путем лишь враги народа. Как теперь все знают, капиталистов в Учредительном Собрании будет не более двадцатой части, и власть будет в надежных руках, но большевики силой хотят свою волю навязать всем, и прапорщик Крыленко в своем приказе по армии прямо призывает к вооруженному нападению на Учредительное Собрание. «Пусть, — говорит он, — не дрогнет ваша рука, если придется поднять ее на депутатов».
Товарищи! Вы видите, как большевики исполняют свои обещания. Присмотритесь же к теперешней жизни и посудите по справедливости — лучше ли она стала и не идем ли мы к гибели. Спасение в одном — в передаче всей власти Учредительному Собранию, которое будет править страной в согласии со всем революционным народом и при его поддержке. Оно восстановит порядок, заключит мир, издаст правильный закон о передаче народу земли, остановит промышленную разруху.
Только Учредительное Собрание может дать стране мир, ибо только оно представляет всю Россию, будучи избрано всем народом по самому справедливому избирательному закону.
Только Учредительное Собрание может быть бес[спорной] законной властью, право которой говорить от имени России будет равно признано и внутри страны, и вне ее, как врагами, так и союзниками. С большевиками возможен только похабный мир или безнадежное продолжение войны.
Только Учредительное Собрание правильно разработанными законами может дать трудовому народу землю без выкупа в уравнительное трудовое пользование, вместо беспорядочного расхищения ее богатеями, среди беспорядка и анархии, произведенных большевиками.
Только Учредительное Собрание остановит промышленную и железнодорожную разруху и прекратит голодание.
Только Учредительное Собрание прекратит междуусобную гражданскую войну, преступно разжигаемую большевиками на радость немцам и черносотенцам.
Собирайтесь по заводам, по сходам, по казармам, обсуждайте положение, составляйте резолюции и приговоры, требуйте немедленного созыва Учредительного Собрания и передачи ему всей власти. Готовьтесь немедленно стать на защиту его от большевиков, не дайте им совершить насилие над всенародными избранниками, иначе страна погибнет и погибнут с ней вместе и ваши надежды и чаяния.
(Архив Б.И. Николаевского, Hoover Institution)