gototopgototop
ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

автор Б.

Памяти А. А. Ермаченковой

Злая чахотка вырвала из нашей среды новую жертву: 1 сентября в Лозаннском кантовальном госпитале скончалась после годов тяжелых страданий член ПСР А. А. Ермаченкова.
Уроженка с. Бекова Саратовской губернии она начала свою сознательную жизнь учительницей церковно-приходской школы с. Соколок той же губернии. Вступила она в партию, сделавшись ее активной работницей в 1906 году, на склоне революции. В течение полутора лет она обслуживала местные братства живым словом, литературой, советом – всем, чем могла. Когда уездные организации были разгромлены, она уехала в губернский город учиться, думая, что в качестве фельдшерицы ей легче будет снова стать на работу. В это время она и была арестована за хранение литературы.
В 1908 году она была приговорена к поселению, откуда бежала с мужем в 1909 году через Японию во Францию.
Насколько ценило ее местное крестьянство можно судить по тому, что на суд, разбиравшийся в Саратове, прибыли крестьяне за двести верст и проводили ее в ссылку «гостинцем».
В высшей степени скромная, всегда простая, она поражала нас своим хладнокровием в трудные минуты, которые приходилось переживать организациям. Ее присутствие на работе действовало всегда успокаивающе. И не было дела, от которого бы она отказалась.
Тюрьма, ссылка и более всего тяжесть эмигрантского существования вдали от дела которому она хотела посвятить вся свою жизнь, подкопали ее еще молодые силы.
Легко умереть в пылу борьбы, в минуты революционного подъема. Также уходить из жизни в наше сумеречное время всеобщего разброда.
Но «Андреевна», как ее звали земляки-крестьяне, не была из тех, которые унывают и теряют перспективу из за событий момента. Она ушла от нас с верой, что поражение нашей революции начала века и нынешняя катастрофическая война, встретив нас слабыми, возродят нас сильными. Великая вера в народ, в особенности в русское крестьянство, к которому она само принадлежала, была ей лучшим утешением в труднейшие минуты ее жизни. Когда тяжело становилось, она любила говорить: «Будет и у наших ворот солнышко!» Так и ушла она от нас с непоколебимой верой в конечную победу социализма и социал-революционных начал русской революции.
Оставшиеся товарищи и знавшие ее крестьянство не забудут ее и ее многотрудного дела скромной крестьянской работницы.

Жизнь. 1915. № 12 (74) (5 сентября).