gototopgototop
ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Голощапов Иван Иванович

 

 

Голощапов

Иван Иванович

(1878 - 1918)

БИОГРАФИЯ

Родился в многодетной семье крестьянина села Нижне-Гурова Средне-Расховецкой волости Щигровского уезда Курской губернии. С ранних лет ходил на заработки в Донбасс, где приобрел редкие для тогдашней деревни специальности кузнеца, слесаря, токаря. В годы Первой российской революции И.И. Голощапов, как и многие его односельчане, входил в Щигровский союз партии социалистов-революционеров, созданный путём слияния крестьянского братства с местным эсеровским комитетом. Это событие произошло 29 июля 1906 г. на состоявшейся в Щиграх конференции крестьянских работников. Возглавляли организацию Михаил Александрович Меркулов и Иван Емельянович Пьяных, будущие депутаты I и II Государственных дум. К концу 1906 г. комитету этого союза удалось организовать в сёлах и деревнях Щигровского уезда 37 подкомитетов. Первоначально деятельность Щигровского крестьянского союза проявлялась в массовом распространении среди сельского населения нелегальной литературы. Устная пропаганда велась настолько энергично, «вызывая среди крестьян такое брожение», что, по выражению одного из знатных очевидцев, «ужас охватывал мирных жителей и ни один из них не был уверен ни в сохранности своей жизни, ни в целости своего имущества». Однако в обязанности членов союза входила не только революционная пропаганда и вербовка новых членов. Для расширения деятельности комитетов союза предлагалось совершать экспроприации и заниматься подготовкой вооружённого восстания.
О серьёзности этого намерения свидетельствует тот факт, что в каждом из комитетов был назначен ответственный за его подготовку. Для вооружённой борьбы с верховной властью создавались целые боевые подразделения, именовавшиеся военно-боевыми отрядами. Вербовались в них в большинстве случаев люди, прошедшие военную подготовку, запасные и отставные нижних чинов. Членами таких отрядов могли быть и крестьяне, но им ставились условия: не надеяться при выступлении на возращение домой; борьбу с правительством не ограничивать территорией только своей деревни, а вести её по всей России. Члены отрядов должны были быть готовыми по первому требованию военно-боевого центра собраться в условном месте и двинуться дальше по его указанию.
Боевая дружина Щигровского крестьянского союза ПСР состояла из 35 человек. Наиболее активным её членом и был И.И. Голощапов. Массовые аресты «братчиков» КГЖУ началось летом — осенью 1908 г. Среди задержанных революционеров оказался и И.И. Голощапов. Однако в ночь на 19 декабря 1908 г. ему удалось бежать. По окончании судебного процесса о Щигровском крестьянском союзе партии социалистов-революционеров 15 июля 1909 г. военным судом было присуждено 9 человек — к смертной казни; 25 — в каторгу, 33 — на поселение, 1 — в тюрьму, подверглись высылке 133 чел. Но в деле о «Щигровском союзе» ГЖУ не могло поставить точку. Во что бы то ни стало, полиция пыталась поймать террориста, так легко ускользнувшего из-под стражи. Более того, именно со времени побега И.И. Голощапова в Щигровском уезде участились преступления. По мнению полиции, «преступная шайка» образовалась, поставив целью своей деятельности систематическую месть лицам, выступившим на суде свидетелями: в ночь на 21 сентября 1909 г. было совершено покушение на поджог дома и лавки свидетеля по указанному делу Д. Башкатова; в ночь на 28 июня 1909 г. выстрелом из револьвера через окно был убит помощник пристава Извекова; в ночь на 31 августа была подожжена ветряная мельница свидетеля по делу И. Кудрявцева. «За донос властям» был также убит крестьянин К.Н. Васютин.
Заметим, что во время следствия по делу о «Щигровском крестьянском союзе» было организовано несколько покушений на жизнь одного из главных свидетелей — священника Яструбинского и его работника Кирюхина, а затем был убит и первый «раскаявшийся» член крестьянского союза Пётр Хмелевской. По свидетельству родственников П.Н. Хмелевского подготовкой преступления руководили находящиеся под следствием И. Михайлов, В. Остриков и Г. Петров. Постановление об убийстве было передано в боевую дружину 1 июня 1908 г. Матрёной Петровой. И.И. Голощапов скрывался от полиции в с. Кошелёво у Петровых. В ночь на 23 августа 1908 г. он вместе с товарищами — Помогаевым и Чуриловым отправились в усадьбу Хмелевского. Голощапов вошёл в комнату и, осветив электрическим фонариком, убил спящего Хмелевского из «Браунинга».
Как политического преступника И.И. Голощапова стали разыскивать согласно Циркуляру Департамента полиции от 21 мая 1909 г. С этого времени о месте его жительства в КГЖУ стали поступать противоречивые сведения. По одним — И.И. Голощапов скрывался на Кавказе, по другим — в Беловском уезде Томской губернии. Затем он якобы снова появлялся в Щигровском уезде и продолжал «на почве мести» свою боевую деятельность.
8–9 декабря 1912 г. в г. Воронеже состоялось заседание Особого Совещания начальников Воронежского, Курского и Харьковского ГЖУ, а также Товарищей Прокурора Воронежского и Товарища председателя Курского окружного Суда, на котором обсуждался перечень мероприятий ГЖУ в отношении задержания И.И. Голощапова.
Большую надежду в деле розыска И.И. Голощапова ГЖУ возлагали на секретную агентуру. Так, 8 февраля 1913 г. ротмистр Гурович сообщал начальнику КГЖУ, что «в порядке охраны по розыску бывшего члена крестьянского Щигровского союза ПСР И.И. Голощапова и его соучастников из числа состоящих в названном союзе с 15 декабря минувшего года состоит секретный сотрудник с ежемесячной платой ему 30 руб., под кличкой «Суровый»; в Суджанском уезде работает с 1 января сего года вспомогательный сотрудник под кличкой «Аграрник». Последнему постоянной платы не установил пока, и будет зависеть от важности доставляемых сведений». Кроме того, рекомендовалось также направить с агентурной целью сотрудников Дарью Свинцову и Ольгу Селунину. Известно также, что сведения по И.И. Голощапову доставлял и агент КГЖУ «Карпов».
При прибытии на новое место жительства И.И. Голощапов в первую очередь знакомился с полицейскими чиновниками, не скупился при этом на угощения. Первоклассный слесарь и стрелок от бога, он всегда носил с собой подзорную трубу, револьвер и винтовочный обрез. И.И. Голощапова боялись все, но не было в округе человека, который в случае необходимости не предоставил бы ему убежища. «Этот бандит чрезвычайно подвижен, очень находчив, укрываясь, пользуется сменами костюма и обличья, и ему крайне на руку панический страх, который питает к его имени крестьянское население и нижние чины полиции», — жаловался начальник Воронежского ГЖУ в Департамент полиции МВД. Вскоре все преступления, происходившие в Щигровском уезде, стали приписывать И. Голощапову. В связи с этим он написал два письма на имя курского губернатора, в которых с иронией заметил: «Всякое явление, происходящее на разной почве, случись ли убийство на романтической подкладке или личные счеты, или грабежи из корыстной цели, кража, пожар от неосторожного обращения с огнем, поджог из личной мести, убил ли кто у кого собаку или цыпленка, лежит ли на берегу убитая лягушка или воробей… — всё это приписывали мне». Поэтому, чтобы «уберечь от хулиганских выходок народ и партию социалистов-революционеров» и в надежде на то, что «начальство примет надлежащие меры», И.И. Голощапов в письме признал свою вину в 10 уголовных преступлениях.
Но вплоть до 1917 г. курской полицией он так и не был задержан…
После Февральской революции вернулся, где и был арестован в августе того же года. Несколькими днями позже в газете «Курская жизнь» была помещена заметка «К аресту Голощапова», в которой говорилось следующее:
«На запрос комиссии общественной безопасности о причинах ареста Голощапова 28 августа прокурор уведомил комиссию общественной безопасности и Исполнительный комитет Народного Совета, что Голощапов арестован на основании ордера прокурора Харьковской Судебной Палаты и постановления судебного следователя Землянского уезда Воронежской губернии. Голощапову было предъявлено обвинение в убийстве двух лиц».
В конце августа И.И. Голощапов был отправлен в Харьков.
Однако революционные события осени 1917 г. спасли его от тюрьмы. К этому времени он примкнул к партии левых социалистов-революционеров. Был председателем Среднерасховецкого волисполкома. В январе 1918 г. являлся делегатом III Всероссийского съезда Советов от Воронежской губернии с правом решающего голоса. В числе 125 левых эсеров вошёл во ВЦИК.
В Среднерасховецкую волость И.И. Голощапов возвратился в середине февраля убеждённым сторонником большевиков, где и был убит неизвестными. По данным курских краеведов, ими оказались бывшие активисты Щигровского крестьянского союза периода 1905–1907 гг.

(По материалам сайта "Курск дореволюционный")