gototopgototop
ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Гуров Козьма Семенович

 

 

Гуров

Козьма Семенович

(1874 - ?)

БИОГРАФИЯ

(автобиография)

Я родился в крестьянской семье в 1874 году, 30 октября. С тех пор, как я себя знаю, меня и мою семью давила страшная бедность. Мне было три года в то время, когда мой отец решился продать родное гнездо, в Тульской губ., Богородицком уезде, в с. Болохне, и уехать в Сибирь. Собрал он повозку и на одной лошади поехал в неведомый край искать счастья. Денег на дорогу собрал он очень мало и на Христово имя проехал 4000 верст. Приехав в Сибирь, остановиться он не мог; неся непосильный труд, он заболел и был на краю гибели. Мы очутились в страшной нищете. Что было делать? Домишка у нас не было, а семья состояла из 5 человек: отец, мать, старые бабушка и дед и я. И та же пегая кобыла, на которой приехали мы в Сибирь, на той же телеге повезла нас обратно. Отец не мог ходить потому, что болели ноги.
Словом, это было ужасное время и я опускаю покрывало над ним. Пусть не видят другие, как скрежещет зубами и плачет и бьется под бременем нужды забытая беднота.
В 1880 году приехали мы обратно на родину. Отец, еле оправившись от болезни для того, чтобы кормить семью, должен был спуститься в угольную шахту и там добывать себе хлеб. Дед в то время заболел и умер и лошадь, которая свозила нас в Сибирь, была продана и деньги пошли на похороны деда.
Потом отец нанялся к помещику и семья жила на сорок восемь рублей в год. Там же, в досужие часы, а их было немного, отец стал меня учить грамоте; мне было тогда 6 лет; научил читать, а уже писать потом научился я сам и этим закончилось мое образование.
15 лет я пошел в Москву зарабатывать себе на хлеб и один, без знания людей и жизни, очутился в шумном и многолюдном городе. Еще издали в голубом тумане и увидел золотые звездочки сверкающих на солнце глав московских храмов. Чувство было хорошее и доброе. Пришли мы в Москву и направились на Хитров рынок. Дело было в начале весны. Ободранная, разношерстная толпа гудела, толкалась; что то продавали и вот, отсюда то я и нанялся в д. Хохловку, под Москвой, к мужику. Хозяин был грубый и порою пьяный, даже бил меня. Жил я у него недолго, ушел и нанялся в Сокольники на фабрику. Все свободное время отдавал чтению. Книги приобретал у Сухаревой башни; у меня их было уже много; был Пушкин и другие классики, ы был молод и, тратя последний грош на книгу забывал себя, забывал и семью. А дома был отец, семья и – требовали помощи. Наконец мне не выслали паспорта, и я вернулся в деревню. Пахал, работал и помещиков. Читал, беря книги в городской библиотеке.
Незабвенный учитель Е.И. Смирнов, учитель Богородицкого городского училища и О.А. Александровская, проживавшая у графов Бобринских, руководили моим самообразованием (Где то вы теперь?). И так я начал жить. Я хотел служить народу, хотел знать его нужды и с палкою в руках и котомкою за плечами пошел спросить самую жизнь, какова она, ибо кругозор мой был мал. И вот, тут то я и увидел стонущую серую массу на всем необъятном просторе нашей родины. Я увидел необъятные поля волнующего хлеба и знал, что это не крестьянский хлеб, а помещичий, ибо крестьянство голодало, и я дал себе клятву бороться за счастье трудового народа. Организаций я тогда не знал, говорил открыто не боясь ничего, и в Оренбурге я испытал прелесть застенка. Отсюда снабженный клеймом отщепенца, я вернулся на родину и в 1904 году принял участие в крестьянском движении. Избранный в члены бюро крестьянского союза Богородицкого уезда, я был арестован и меня постановлено было сослать на три года в Туруханский край, Енисейской губ., и уже здесь, будучи в Красноярске, в знаменитой каменухе, мы, крестьяне, получили разрешение отбыть надзор в Минусинском уезде. Я избрал себе д. Кривинскую, Луговской волости, и там я отбывал трехлетний надзор. Потом ко мне приехала моя семья, и я живу в д. Монзалыкской, Ермаковской волости до сего времени.
Теперь я состою членом Ермаковского Комитета общественной безопасности и членом совета крестьянских депутатов, Минусинского уезда. Я член Партии Социалистов-Революционеров и думаю, что только, - объединившись в могучую С.-Р. Организацию, крестьянство сможет добиться Земли и Воли, и в этом направлении работаю.

жур. "Сибирская Деревня" (Красноярск) - № 28-29 - 10/11/1917