gototopgototop
ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Голенищев-Кутузов Дмитрий Иванович

 

 

Голенищев-Кутузов (лит. псевд. - Дм. Илимский)

Дмитрий Иванович

(1885 - 1938)

БИОГРАФИЯ

Родился в 1885 в помещичьей семье. Будучи студентом Харьковского Университета в 1906 вступил в партию социалистов-революционеров. В 1908 был арестован и, после двухлетнего тюремного заключения, сослан в Сибирь на поселение, где пробыл до Февральской революции. Находясь в ссылке, сотрудничал в ряде газет и журналов, как сибирских, так и столичных, по вопросам быта ссылки, по переселению, кооперации и сибиреведению. В 1915 выпустил книгу «Производительные силы Сибири». Редактировал журнал «Алтайский Крестьянин». Принимал близкое участие в сибирском кооперативном движении в качестве секретаря и руководителя комитета содействия сибирской кооперации, сыгравшего большую роль в развитии сибирской потребительской кооперации и в вовлечении ссыльных в кооперативное движение. После Февральской революции работал в Московском Народном Банке и Центросоюзе. В 1918 году вступил в ВКП(б), являлся членом правления Общества ссыльных политкаторжан, членом правления Московского народного банка (1919 — 1920), Председателем правления Московского банка потребительской кооперации (1921 — 1924).

С 1925 года был переведён в Наркомат внешней торговли СССР. Был назначен Торгпредом СССР в Италии и одновременно в Великобритании (1925 — 1926). Затем Руководитель ВАО "Интурист" СССР (1927 — 1931); Председатель общества "Далькрайплан" (1931 — 1933); Руководитель строительства Уссурийской железной дороги (1934); Заведующий отделом экономики в редакции газеты Известия (1934 — 1938).

В 1938 году был арестован, осужден по сфабрикованному делу статья 58 (1-я категория), расстрелян. Реабилитирован в 1957 году.

ПУБЛИЦИСТИКА

статья - "Женщины-адвокаты"

статья - "Старые и молодые адвокаты"

Ряд всероссийских съездов последних недель дал возможность обывателю в весьма критическую для него минуту взглянуть довольно глубоко «в душу» торгово-промышленного сословия. Общая острота переживаемого хозяйственного момента обусловила высокий интерес печати и общества к съездам денежных королей, интерес, значительно отличающийся от того, с каким мы по обычаю относимся к съездам обывателей и граждан, не имеющих касательства к капиталу.
Печать утверждает, что все эти съезды представителей торгово-промышленного сословия повторяют те целесообразные попытки искания новых путей применительно к нуждам момента, какие имели место в Германии с первых же дней войны.
Действительно, мы услышали такие совершенно новые для России лозунги, как мобилизация промышленности, такие неслыханные раньше проекты, как проект промышленного банка, военно-промышленного комитета, союза провинциальных банков, наконец, высшего экономического совета. Все это ново, и поэтому нисколько не удивительно, что печать всех направлений, не будучи в состоянии приложить к этим лозунгам и проектам старые обычные мерки, оживленно спорит по существу поднятых вопросов, причем в этих спорах создаются группировки, совершенно не совпадающие с обычными политическими группировками газет и журналов.
Быть может, для самой торговли и промышленности выдвинутые съездами проекты являются, действительно, чем то положительным, обещающим целому классу радужную перспективу возрождения и возвеличения. Наша промышленная буржуазия, в сущности, только еще начинает осознавать себя, как класс, и нынешняя напряженная организационная работа ее показывает, что период молодости и юношеских порывов далеко еще не изжит ею.
Но тот же вопрос представляется нам в совершенно ином освещении, когда мы взглянем на работу съездов с точки зрения нужд и запросов всей страны в целом. Тогда «широкие» проекты невольно покажутся нам узкими, а «творческий размах» обнаружит эгоистическую подкладку людей, его провозгласивших.
Уже сейчас определенно выяснилось, что в основе войны лежит борьба за мировой рынок (причем на долю России в этом отношении выпадает роль «лакомого куска») для стран с высоко развитой промышленностью, и что «победу после войны» одержит та страна, чья промышленность, подкрепленная организацией торговли, будет наилучше подготовлена к бескровной борьбе, как наступательной, так и оборонительной.
Так как для России задача такой подготовки и организации нова, то здесь, естественно, торгово-промышленный класс предвидит наступление своего «золотого века». Если ему удастся хоть сколько-нибудь упрочить положение русской торговли и промышленности, то с известным основанием он сможет претендовать на долю власти внутри страны. Вот, эта то власть, сулящая немалые выгоды, и является основным desiderato в творческой работе промышленников. Чтобы прочно укрепиться на позициях власти, надо организоваться, надо оборудовать торгово-промышленную армию штабами, разведочными отрядами, тяжелой артиллерией и т. д. Это, в сущности, и имеют ввиду авторы проектов как военно-промышленного комитета, так и экономического совета и союза банков. Их уже не удовлетворяют советы съездов. Они находят, что там представлены только «столпы» промышленности и что в то же время эти штабы лишены опоры на местах. Иное дело военно-промышленный к-т с отделениями во всех городах, или союз банков, мобилизующий в любую минуту всю провинциальную денежную силу и направляющий ее по определенной указке…
Здесь настоящая реальная власть, настоящее руководительство хозяйственной жизнью страны. Отбросьте мистические и восторженные возгласы, раздававшиеся на съездах: вы увидите, что ими прикрыты лозунги совершенно трезвой политики, цель которой – организация и борьба за власть и максимум выгод.
Во всех проектах, выдвинутых и разработанных на съездах, роковым образом отсутствует страна, как некий живой комплекс различных интересов, нужд и потребностей. И недаром орган Рябушинских – «Утро России» - даже в самую патетическую минуту сочло нужным напомнить совету съездов, чтобы этот последний не забывал о наличии классовых интересов промышленников.
В этом нет ничего удивительного. Осознавший себя класс хочет организоваться и стремиться к власти. Возмущаться тут не приходится, но в то же время надо осмотрительно обращаться со словами и никоим образом не ждать от промышленников, что именно только они «спасут Россию». Этой цели они и сами себе не ставили.
В наше бурное время надо прежде всего быть трезвым и спокойным. Попытки некоторых газет объявить промышленный класс тем барином, который «приедет и всех рассудит», не должны встречать сочувствия в обществе, т. к. подобная «социальная философия» только затуманивает головы. Возрождение России есть задача всей страны, и одни промышленники не смогут ее выполнить.

под псев. Дм. Илимский

Сибирская жизнь, - 1915, - № 131 (18 июня).