ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Арманд Тумповская Лидия Марьяновна

 

 

Арманд (Тумповская)

Лидия Марьяновна

(1887 - 1931)

БИОГРАФИЯ

Жена Льва Эмильевича Арманда (по своим политическим убеждениям ярого социал-демократа). Учпстница революционного движения с начала 900-х годов, член ПСР с момента образования партии. Первый раз подверглась аресту еще учась на бестужевских курсах, затем училась в университете во Фрайбурге. В горячие морозные дни декабря 1905 года квартира Арманд на Арбате превратилась в штаб вооружённых дружин. Во время бегства от налёта жандармов сыну Лидии Марьяновны, семимесячному Дане, отморозили нос и щеки. В детской коляске были спрятаны прокламации. Впоследствии это давало ему повод называть себя участником и одновременно жертвой первой русской революции. Провал революции завершился для Лиды и её семьи эмиграцией в Норвегию, Францию, Италию. Чудом накануне дня казни удалось бежать за границу и младшей сестре Лидии, Лене, приговорённой к повешению за участие в восстании. Но в семнадцатом году они все были снова в Москве и уже действительно вместе с сыном-племянником, без сна и отдыха «делали» своими руками революцию. Свидетели тех дней рассказывают о поразительной способности молодой Лидии держать внимание пёстрой рабочей толпы. Её одухотворённое красивое лицо пылало убеждённостью, понятные крепко сбитые мысли прочно ложились на сердце.

Арманд была избрана депутатом Учредительного собрания. Член Московского комитета ПСР.

Приход к власти большевиков, разгон демократически избранного собрания стал днём поражения для революционерки. Первое время она на правах «левой» эсерки сотрудничала в газете «Известия», работала в Центросоюзе, но жизнь требовала поиска новых путей. Относительно большевистской диктатуры у Лидии не было сомнений. Ростки антинародной бюрократической машины, построенной на бездуховном материализме, не могли развиться в устойчивую государственную систему. Рано или поздно она должна была рухнуть. Но дожидаться благоприятных времён сложа руки было противно деятельному характеру Лиды. Она знала: не тот победит в войне идей, кто захватит власть, а тот, кто увлечёт людей за собой, заставит их поверить своему видению мира. В первую очередь надо бороться за молодёжь.

От мысли до решения путь короток, ещё ближе от решения до дела. Бедственные дела в стране, отчаянное положение сирот, беспризорных маленьких бродяг подсказали единственное возможное решение: создать детскую сельскохозяйственную коммуну, способную не только учиться и расти духовно, но и содержать себя в голодные годы. Вот он, ключ к грядущему обществу мудрости, о котором тысячелетия назад провозвестили великие восточные мудрецы-риши. В двадцатые годы теософские идеи Е.П.Блаватской, А.Безант получили широкое распространение в нашей стране. Для устремлённой в будущее Арманд вдруг открылось, что и предсказания древних Вед, и пророчество Иисуса Христа о пришествии Царства Божия на Земле не расходятся в главном с идеями социалистического преобразования общества в духе Фурье, Сен-Симона, Маркса. Серьёзное изучение теософии помогло глубже заглянуть в скрытый смысл происходящего перелома, а после Октября — найти энергию для служения тому же Великому Плану, хотя и на другом поле. Теософское общество, несколько излишне увлекшееся в те времена формалистикой, номенклатурными играми, присвоило Лидии Арманд персональное звание Рыцарь Арджуна. Всё-таки это звучало почётно, хотя сама Лидия об этом не вспоминала. Вокруг Арманд собрался небольшой кружок энтузиастов. В промороженной тесной комнатке с азартом обсуждались принципы, которых должна придерживаться будущая коммуна, и, конечно, проблемы бытовые: где достать вконец обесцененных денег, одежды, сельскохозяйственного инвентаря, как получить землю и помещение. В разорённой стране безумных усилий стоило выпросить что-то у государственных образовательных учреждений, у профсоюзных организаций, найти способных помочь доброхотов. Пересмотрели много вариантов помещений и, наконец, в итоге хождения по мукам остановились на домике в бывшем имении Ильино около посёлка Пушкино Московской области. Там же получили небольшой участок земли. Ранней весной 1920 года основные формальности удалось преодолеть. По распутице извозчики взялись доставить из Москвы в Пушкино выделенные Губнаробразом детские матрасики, несколько кроватей и ещё кое-какое барахлишко. Коммуна началась.

Л.М. Арманд посвятила жизнь обучению и воспитанию детей в школе-общине, располагавшейся в усадьбе В.Э. Тальгрена (ныне – поселок Зверосовхоз). Написала брошюру «История одной школьной общины» (1927 г.).

В 1927 году Л.М. Арманд была репрессирована, в 1931 году погибла в ссылке.

ПУБЛИЦИСТИКА

брошюра - Керенский

статья - Война и мир (газ. "Труд" - № 2 - 17/03/1917)

статья - Два пути (газ. "Труд" - № 62 - 2/06/1917)

статья - Еврейская община (газ. "Труд" - № 157 - 1/10/1917)

статья - Наконец-то! (газ. "Труд" - № 4 - 19/03/1917)

статья - Не забудьте (газ. "Труд" - № 8 - 25/03/1917)

статья - Памяти Александра Ратнера (газ. "Труд" - № 229 - 11/01/1918)

ПСЕВДОНИМЫ

А-ва, Л.