ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

автор Фомин Н.В.

Что такое социализм?

Долго всякое начальство и попы твердили темным крестьянам и рабочим, что социализм — это учение зловредное, пагубное, a социалисты — что то вроде разбойников, которые в Бога не веруют, в церковь не ходят и никакой власти не признают. Совсем на днях, на казачьем съезде в Красноярске, некоторые крестьяне просили выкинуть из резолюции об Учредительном Собрании слово "социализм", потому что "мы против того, чтобы сейчас все начать захватывать и делить". Вот как думали о социализме эти крестьяне — казаки.
Что такое социализм?
Чтобы суметь ответить на этот вопрос, вглядимся по внимательнее в порядки, которые в настоящее время существуют на земле. Мы сразу же заметим удивительную вещь! Есть как бы два сорта людей: одни весь свой век с малых лет трудятся, не покладая рук, а другие весь свой век палец о палец, как говорится, не ударят и только и делают, что по театрам да по заграницам ездят. По справедливому, кажется, должно бы было быть так, что первый сорт людей, который в труде проводит свою жизнь, должен жить в довольстве, не знать никакой нужды, а те, что ничего не делают, должны были бы терпеть постоянный во всем недостаток.
Но не тут то было! У нас как раз наоборот: те, кто трудится, живет в постоянной нужде, не доучивает своих ребят, во всем терпит недостаток, богаты же и живут в свое удовольствие те, кто ничего не делает.
Почему это? где причина таких чудовищных несправедливых порядков?
Сначала, в старину, думали, что рабочий люд потому так плохо живет, что работать ленится, беречь денег не умеет, да пьет много. Но ведь не все же так! Другой за весь свой век рюмки в рот хмельного не брал, работает, как вол, а все из нужды не вылезет. Поняли люди, что не в водке и не в лени следует искать главной причины злых человеческих порядков.
Для того, чтобы жить, люди нуждаются прежде всего в пище, одежде и жилище. Все вещи, которые служат для этой цели человеку, называются предметами потребления (как например еда, питье) или предметами пользования (как напр. дом).
Откуда берутся все эти предметы?
В настоящее время, когда наша жизнь так усложнилась, человек никогда не производит всего того, что он потребляет или чем он пользуется. Между людьми произошло так называемое разделение труда. Одни люди делают обувь, другие платья, третьи хлеб и т. д. А потом с помощью денег, люди одни предметы потребления обменивают на другие.
Все предметы потребления и пользования, без которых люди не могут существовать, одними голыми руками получить нельзя. Хлеб производится посредством земли, платье, обувь и разные другие предметы посредством фабрик и заводов. Все это земля, фабрики, заводы и проч. посредством чего человек добывает себе необходимые для существования предметы потребления и пользования называются средствами производства.
При нынешних порядках все главные средства производства — земля, фабрики и заводы — находятся в частной собственности отдельных богачей: помещиков и фабрикантов. Здесь, в этой частной собственности на средства производства, оказывается, и лежит главная причина несправедливости людских порядков. Захвативши в свои руки средства производства, богачи заставляют крестьян и рабочих работать на них, и за труд отдают лишь малую часть того, что вырабатывают крестьяне и рабочие, а большую часть берут себе.
Возьмем такой пример.
Богатый помещик обрабатывает свою землю посредством наемных рабочих. Положим, что каждая десятина земли дала помещику 60 пуд. урожая. Продает помещик хлеб, скажем, по 60 к. за пуд. Значит с десятины он выручит 36 р. Семена ему стоят 5 р. Рабочим за работу с десятины он заплатил рублей 10. Прочих расходов тоже наберется на десятину рублей 5. Стало-быть всех расходов 20 рублей, а получил помещик за хлеб с десятины 36 руб. 16 р. идут ему в чистый барыш, хотя он мог за все лето пальцем не шевельнуть. Откуда взялись эти 16 рублей? Ясно, что помещик не доплатил их своим рабочим. Они, за вычетом расходов, сработали на 26 рублей, а помещик заплатил им только 10 р. Это могло произойти только потому, что земля находилась в частной собственности у помещика.
Если помещик не обрабатывает землю, он сдает ее в аренду мужику, берет за десятину рублей 25. Мужик с этой десяти ны, обработав ее своим трудом, получить хлеба на 36 рублей, а 25 рублей из них он должен отдать ничего не делавшему над этой землей помещику, только потому, что земля — частная собственность.
То же и с фабрикантом. Рабочий, трудясь на его фабрике, сработает какого-нибудь товара, скажем, на 10 рублей, а фабрикант заплатить ему только 2—3 р. Остальное идет в его карман, опять так только потому, что фабрика со всеми ее машинами составляет его частную собственность.
Выходит, следовательно, то, что рабочие и крестьяне никогда полностью не получают за свой труд. Всегда большая часть сработанных ими предметов идет в карманы богачей — помещиков и фабрикантов. Вот где зарыта причина несправедливых порядков на земле. И возможны такие порядки стали потому, что отдельные лица захватили в свои руки средства производства землю, фабрики и заводы.
Но это еще не все. В настоящее время не только производство, но и распределение их, сбыт их тоже находится в частных руках. От этого опять не мало зла происходит. Пара сапог, прежде чем дойдет с фабрики до городского рабочего или деревенского крестьянина, которым эти сапоги нужно носить, побывает в руках целого ряда крупных и мелких торговцев. Каждый из них не даром пропустит через свои руки товар. Он наложит на него известную сумму. И вот рабочий, не дополучая за свой труд на фабрике, принужден переплачивать в пользу опять таки частных капиталистов — купцов при покупке нужных ему предметов потребления.
То же самое и крестьянин. Он тоже, еще больше рабочего, переплачивает купцам на предметах потребления. Когда же он сбывает, продает продукт своего труда — хлеб, — он снова обогащает своим трудом карманы уже других мелких и крупных капиталистов — купцов, тех, кому он продает хлеб. Крестьянин никогда не продает хлеба прямо рабочему. Сначала он продает его какому-нибудь деревенскому скупщику, тот, накинув на хлеб пятак, свезет его в город более крупному перепродавцу, этот — другому и т. д. Смотришь, за хлеб, который мужик продал за 40 к., в городе рабочий платит 8 гривен за пуд. Куда пошли эти наросшие на хлеб 40 коп.? Пошли они в карманы посредников купцов, вставших между потребителем — рабочим и производителем — крестьянином. И снова значительная доля труда рабочего и крестьянина ушла в чужие руки.
Но и это еще не все!
При нынешних порядках не только производство и распределение предметов потребления находится в частных руках. В частной же собственности находится и большинство предметов пользования, напр., дома. Владелец дома сдает свои грязные, душные квартиры в аренду рабочим, и снова труд рабочего расхищается капиталистом, снова за счет труда рабочего владелец дома может жить в свое удовольствие и ничего не делать.
Мы никогда не кончили бы если бы стали перечислять все людские непорядки, благодаря которым одни люди могут жить за счет труда других.
Запомним лишь, что в настоящее время везде рабочий люд получает неполный продукт своего труда, а только часть его, другая же часть уходит в карманы помещиков, фабрикантов, купцов и проч. Если сосчитать все, что переплачивает рабочий человек на чае, сахаре, спичках, керосине, хлебе и что недополучает он за свой труд при обработке ли земли, при продаже ли своей рабочей силы городскому фабриканту, то получится чудовищно громадная сумма денег. На эти деньги тысячи людей ведут нетрудовой, праздный образ жизни, на эти деньги содержатся миллионные армии солдат, на эти деньги сотни и тысячи людей получают громадное, не соответствующее их труду жалованье и содержание.
И причина всего этого та, что в настоящее время средства производства захвачены в частную собственность отдельными лицами, а распределение предметов потребления находится тоже в частных руках. Ясно поэтому, что производство и распределение всех благ следует передать из частных рук в руки общественные. При такой передаче все трудящиеся получат полный продукт своего труда и расхищение народного труда отдельными лицами уничтожится. Вот к этому и стремятся социалисты.
Что же такое, значит, социализм?
Социализм — это такие порядки, при которых средства производства — земля, фабрики, заводы, пароходы, железные дороги и проч., а также распределение вырабатываемых посредством их предметов потребления принадлежат не отдельным лицам, а всему народу. При социализме само собой уничтожается неравенство людей. Не будет ни богатых, ни бедных. Каждый человек должен будет трудиться и каждый трудящийся получит все, что нужно для удовлетворения его потребностей.
Вот чего добиваются социалисты.
Но чтобы средства производства стали собственностью всего народа, для этого надо, чтобы государством правили не богатые чиновники, помещики и фабриканты, а весь народ в лице своих правильно избранных представителей. Только тогда, когда власть перейдет в руки народа, можно расчитывать, что в его руках будут и средства производства. Вот почему мы говорим: без Воли не будет у народа и Земли (т. е. средств производства), точно также, как без Земли народ не добьется истинной Воли.

жур. "Народное Дело" (Красноярск) - № 3 - 18/06/1917