ПАРТИЯ
ИСТОРИЯ
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"
"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ!"

СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

автор Ловцов И.А.

Вопросы кооперации

6. Кооперация, капитализм и социализм

Кооперация является одной из форм широкого объединения народных трудящихся масс в целях достижения ими материальных и духовных, культурно-просветительных благ. Социализм должен явиться той последней формой объединения народных масс, внутри которой каждый человек и все человечество все эти материальные и духовные блага будут иметь в полной мере, в какой их могут дать людям развитие науки, образование народа, развитие техники производства предметов потребления. Раз кооперация и социализм есть формы объединения трудящихся масс в одних и тех же целях, то важно знать, в каком соотношении они находятся друг к другу.
Выяснение соотношения кооперации(в теперешних ее видах) к социализму, между прочим, посвящена статья Туган-Барановского "Русская революция, социализм и кооперация."[1]
Туган-Барановский иризнает связь между кооперацией и социализмом. Эту связь он выражает так: „кооперация не социализм, но кооперация может быть переходной формой к социализму". И не только может, но, мы скажем, и безусловно существует эта связь между кооперацией и социализмом; какая — мы увидим ниже, почему Т.-Барановский кооперацию не считает социализмом? а потому, что "социализм отрицает капитализм", т. е. отрицает частную собственность на средства и другие производства потребления, предлагает единый общественный труд, справедливое и равное распределение продуктов труда, кооперация же существует на основе капитализма, на призвании права частной собственности. И внутри капиталистического строя, какой теперь у нас, — "кооперация есть своеобразный орган организма капиталистического хозяйства".
Является ли однако кооперация одной из форм капиталистического хозяйства? И на этот вопрос Т.-Барановский отвечает: "нет", кооперация не только не капитализм, но весь смысл кооперации заключается ни в чем ином, как в борьбе с капитализмом. Но с капитализмом кооперация борется его же оружием и потому конец капитализма знаменует собой и конец кооперации, во всяком случае в тех формах, в каких кооперация существует в настоящее время.
Не являясь социализмом, не являясь капитализмом, кооперация, борясь с капитализмом "его же оружием", т. е., создавая предприятия, напоминающие частнокапиталистические, все же уклон держит в сторону социализма, в сторону обобществления орудий и средств производства, в сторону обобществления труда, в сторону коллективизма, т. е. в сторону осуществления такого порядка, когда хозяйственными предприятиями руководить все общество, орудия и средства производства, продукта труды принадлежат всему обществу.
Уклон в сторону коллективизма в кооперации выражается во всем строе управления и ведения дел в кооперативном хозяйстве. Туган-Барановский находит, что потребительное о-во построено на началах коллективизма, общественного управления хозяйством. Он говорит: "оно (о-во потребителей) владеет всеми средствами производства и распоряжается ими в общих интересах своих членов. На фабриках и заводах потребительного общества работа производится рабочими, которые не являются хозяевами, этих фабрик, но слугами о-ва, можно представить себе коллективистическое общество, как пролетарское потребительное о-во гигантских (огромных) размеров, охватившее собой всю нацию. Такое потребительное о-во и было бы коллективистическим государством, т. е. таким, где все богатства в государстве принадлежали всему о-ву, населяющему это государство, а не отдельным лицам этого о-ва, частным собственникам.
Со всеми высказанными мыслями Туган-Барановского мы согласны. Мы не согласны лишь только с тем, что Туган-Барановский кооперацию делит на пролетарскую кооперацию (в лице потребительской кооперации) и на крестьянскую кооперацию (в лице кредитной и производительной кооперации) и что только в пролетарской кооперации видит начала коллективизма, начала обобществления орудий и средств производства, начала, на которых, по разрушении капитализма, будет построен социализм. Мы не согласны с его утверждением: "кооперация не разрушает частной собственности крестьянина и, следовательно, отнюдь не ведет к обобществлению средств производства в крестьянском хозяйстве" . Правда, так часто бывает, но это не лежит в природе крестьянской кооперации. Возьмем хотя бы пример кооперативной аренды земли крестьянами в Италии, в провинции Реджио Эмилия. Там крестьянское хозяйство обобществлено: даже обработка земли совместная и добытый продукт земли распределяется соразмерно затраченному каждым членом кооператива труду[2].
И мы у себя стоим перед задачей организации обработки земли социализированной, переданной во всенародное пользование, на кооперативных началах.
Словом, природа кооперации единая нет пролетарской и крестьянской кооперации; есть только единая кооперация, разветвляющаяся на виды в соответствии с различными сторонами единого народного хозяйства: производство, товарообмен, кредит. И во всех своих видах кооперация делает подготовительные шаги по обобществлению народного хозяйства.
Однако мы опять согласны с Туган-Барановским, что "потребительные общества (скажем шире) кооперация никогда не дойдет, в своем развитии до захвата всего общественного производства". К осуществлению полного обобществления орудий и средств производства, т. е. к социализму мы придем лишь путем общего социального (общественного) и политического развития народа, путем, как говорят, социальной и социалистической революции, путем уничтожения частной собственности на земли, фабрики и заводы и пр. издания законов в народном парламенте. Кооперация же отчасти обобществляет хозяйство, создавая крупные кооперативные хозяйства, отчасти учит формам управления общественным хозяйством в будущем царстве трудящихся, социализме.


примечание:
1. См. «Вестник Кооперации», 1917-г., книга № 2-3, стр. 3-15.
2. См. брошюру С. Маслова «Кооперативная аренда земли».

жур. "Народное Дело" (Красноярск) - № 7 - 16/07/1917